Дефектоскопия деталей при эксплуатации авиационной Д39 техники
В решении задач по дальнейшему повышению качества и технического уровня продукции, поставленных XXV съездом КПСС на 10-ю пятилетку, существенная роль принадлежит дефектоскопическому контролю материала деталей, механизмов и узлов. Без высокоэффективного дефектоскопического контроля, проводимого на стадиях производства и эксплуатации техники, невозможно обеспечить высокий уровень ее надежности и большой ресурс. Особенно велико его значение в такой области техники, как авиационная, в которой дефектоскопия является одним из важных факторов обеспечения безопасности полетов.
При эксплуатации авиационной техники, используя средства дефектоскопии, проводят разовый и периодический контроль рабочих лопаток и дисков турбин и компрессоров ГТД, силовых шпангоутов, стрингеров и лонжеронов, лопастей воздушных винтов самолетов и вертолетов, стоек и колес шасси и других нагруженных деталей и узлов планера и двигателя. Средства дефектоскопии позволяют оценивать сплошность материала детали, его физико-механические свойства, толщину защитных покрытий, размеры скрытых от прямого наблюдения элементов деталей, внутреннюю структуру приборов и агрегатов.
В книге описаны основные методы дефектоскопического контроля, используемые для оценки технического состояния материала деталей и узлов авиационной техники в эксплуатации. Книга состоит из восьми глав.
Первая глава является вводной и раскрывает место дефектоскопического контроля в деятельности инженерно-авиационной службы на различных этапах развития авиационной техники, особенности эксплуатационной дефектоскопии в отличие от дефектоскопии, применяемой в авиационной промышленности. В ней дана также сравнительная характеристика методов контроля, рассмотрены вопросы его эффективности.
В каждой из последующих пяти глав, расположенных в порядке повышения сложности методов, описаны специфические задачи, решаемые оптико-визуальным, капиллярным цветным, магнитопорошковым, токовихревым, ультразвуковым методами, их физическая сущность, средства контроля — и технология их применения, основные ошибки, допускаемые в процессе контроля как по
применению технических средств дефектоскопии, так и по расшифровке результатов контроля, изложены рекомендации по технике безопасности.
Вопросы рентгеновского контроля, который в полевых условиях применяется значительно реже других рассматриваемых методов дефектоскопии, приведены в гл. 7. В ней материал изложен не так подробно, как в предыдущих пяти главах, и предназначен лишь для того, чтобы охарактеризовать технические возможности и область применения рентгеновского просвечивания в условиях эксплуатации.
Глава 8 содержит общие рекомендации по выбору метода контроля в зависимости от дефектоскопических характеристик деталей, а также рекомендации по организации контроля, созданию лаборатории по дефектоскопии в подразделениях, эксплуатирующих авиационную технику.
Особенностью изложения материала книги является его практическая направленность, он должен оказать помощь авиационным специалистам в организации контроля и в непосредственном его проведении.
Книга написана на основе опыта авторов в проведении научно — исследовательских работ в области дефектоскопии, разработке составов дефектоскопических материалов, конструкций дефектоскопов и методических руководств и практического применения средств дефектоскопического контроля.
Книга рассчитана на инженерно-технический состав подразделений авиации Министерства обороны и Министерства гражданской авиации, курсантов, слушателей, студентов и инструкторско — преподавательский состав технических средних и высших учебных заведений Министерства обороны и Министерства гражданской авиации при изучении курса эксплуатации авиационной техники. Она может быть использована специалистами, решающими вопросы обеспечения качества продукции и эксплуатационной надежности изделий в различных отраслях промышленности и на железнодорожном, автомобильном, водном транспорте.
Глава 1 написана кандидатом технических наук П. И. Бедой и А. И. Угаровым, гл. 2 и 3 — Ю. А. Глазковым, гл. 4 — кандидатом технических наук Г. С. Шелиховым, гл. 5 и 8 — кандидатом технических наук П. И. Бедой, гл. 6 и 7 — С. П. Л у ць ко.
Глава 1